Госдума 23 октября 2015 года во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью укрепления платёжной дисциплины всех категорий потребителей коммунальных услуг.
Федеральный закон №307 от 03.11.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» вступает в законную силу с 1 января 2016 года. Ознакомиться с текстом закона можно здесь.
За просрочку платежей начислят пени
Первоначально депутаты предлагали вводить штрафы и пени за просрочку платежей только по электроэнергии, но по последним подсчётам оказалось, что совокупная задолженность всех категорий потребителей за коммунальные ресурсы в России на 1 октября 2015 года составила 850 миллиардов рублей.
Из них в разбивке по отдельным энергоресурсам долг составил:
- за электроэнергию – 183,5 миллиардов рублей;
- за газ - 163,2 миллиардов рублей;
- за тепловую энергию перед ТЭЦ – 147,6 миллиардов рублей;
- за воду и услуги по водоотведению – 110 миллиардов рублей.
Нужно отметить, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты внесли существенные корректировки, смягчающие механизм взимания пени и штрафов, но только для граждан, ТСЖ и ЖСК. Управляющие компании в эту категорию “льготников” не попали. Для них, наоборот, наказание за неуплату или несвоевременную оплату по поставленным коммунальным ресурсам ужесточили.
Если для граждан, ТСЖ и ЖСК за неуплату ЖКУ в первый месяц просрочки пени не начисляются, то для управляющих компаний с 1 по 60 день просрочки пени устанавливаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Тогда как для населения, ТСЖ и ЖСК данный размер пени начисляется только с 31 по 90 день задолженности. А для управляющих компаний уже с третьего месяца задолженности (с 61 дня просрочки) пени повышаются до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ещё одним предложением депутатов стал тот факт, что Федеральный закон вступает в силу не со дня его официальной публикации, а с 1 января 2016 года. Таким образом, у УК, ТСЖ, ЖСК, граждан и остальных организаций, потребляющих энергоресурсы ещё есть время, чтобы привести свои платежи в порядок и оплатить все старые задолженности. В противном случае, с 1 января 2016 года на всех неплательщиков будут распространяться уже новые нормы закона.
Ответственность
Итак, за несвоевременную оплату или неуплату счетов за коммунальные ресурсы размеры пени (неустойки) в долях от ставки рефинансирования ЦБ РФ за день просрочки составят для:
ТСЖ, ЖСК, граждан:
- С 1 по 30 день - 0
- С 31 по 90 день - 1/300
- С 91 дня и далее - 1/130
Управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих организаций:
- С 1 по 60 день - 1/300
- С 61 по 90 день - 1/170
- С 91 и дня и далее - 1/130
Всех остальных организаций, потребляющих энергоресурсы:
- С 1 дня и далее - 1/130
Глас закона
На основании договоров поставки энергоресурсов и договоров об оказании услуг по их транспортировке потребители обязаны оплатить подачу коммунальных ресурсов и оказанные услуги. Обобщая ответственность по неуплате за все коммунальные ресурсы их потребителями и основываясь на ФЗ №307 от 03.11.2015 года, можно выделить следующее:
“В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов и услуг по их транспортировке потребитель обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.”
“ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”
“Управляющие компании, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных ресурсов уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.
Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”
“Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов, потребляемых при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.”
“При несоблюдении потребителями энергоресурсов условий договоров поставки и об оказании услуг по их транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки коммунальных ресурсов в порядке, установленном Правительством РФ.”
Вместо заключения
Из вышесказанного ясно, что с начиная с нового 2016 года власти ещё больше ужесточат контроль и ответственность для неплательщиков коммунальных услуг от начисления пени и штрафов и вплоть до приостановки и ограничения подачи энергоресурсов.
Чем это чревато конкретно для управляющих компаний? Прежде всего тем, что если у УК накопятся большие долги перед ресурсоснабжающими организациями и она их не оплатит в срок, то согласно вступившим в силу изменениям в жилищном законодательстве (ФЗ №176 от 29.06.2015 г.) это может быть расценено как несоблюдение лицензионных требований. А это, в свою очередь, может привести к дисквалификации руководителя УК или аннулированию лицензии.
Чтобы не допустить такого сценария действий, необходимо вовремя вносить плату по счетам за все потребляемые коммунальные ресурсы.