Нынешняя осень готовит большой сюрприз в регулировании отношений между управляющими компаниями и РСО. На рассмотрение Госдумы вынесен законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», который, скорее всего, будет принят и кардинально изменит механизм взаимодействия при поставке коммунальных ресурсов для населения.

Управляющая компания в роли посредника

Изменения Жилищного кодекса будут направлены на то, чтобы управляющая компания больше не имела возможности предоставлять коммунальные услуги населению. Теперь УК будет обеспечивать предоставление таких услуг через должное содержание, ремонт и эксплуатацию внутридомовых инженерных коммуникаций и другого общего имущества в МКД. Это значит, что все инженерные системы в доме должны быть постоянно в состоянии полной готовности к подаче холодной и горячей воды, тепловой и электроэнергии, газа.

Сюда же входит осуществление водоотведения, вывоз твердых бытовых отходов, использование оборудования (при его наличии), которое включено в состав общего имущества МКД, для подготовки отдельных видов коммунальных ресурсов.

От управляющей компании требуется заключить договор ресурсоснабжения от лица всех жильцов. Теперь УК отводится роль некоего посредника или агента в поставках коммунальных услуг населению. Для заключения подобного договора управляющей компании не нужно никакой доверенности от жильцов. А вот отказаться от заключения договора УК нельзя, так как собственник является одной из сторон по договору с РСО и деньги жильцы перечисляют непосредственно ресурсникам.

Для расчета оплаты за коммунальные услуги управляющей компании понадобится собрать следующие сведения:

  • показания индивидуальных приборов учета
  • контроль за качеством услуг

Квитанции

По новому законопроекту, плата за коммунальные услуги, которая раньше собиралась управляющими компаниями, больше не будет учитываться в строке прибыли при налогообложении. Это означает, что УК смогут перейти на упрощенный порядок налогообложения, что в общем-то, можно считать большим плюсом.

Строка «плата за коммунальные услуги» останется в квитанции с платежными реквизитами РСО. Квитанцию будет готовить и доставлять жильцам управляющая компания.

Возмещение по этой статье расходов УК нельзя требовать с РСО, так как согласно подпункту «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года, обязанность полностью ложится на плечи управляющей компании.

Оплату с должников по-прежнему будет взыскивать управляющая компания, но теперь эта обязанность будет регламентирована договором между УК и РСО.

Ответственность

Самым важным вопросом остается ответственность за непредоставление или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Контроль над качеством КУ будет вестись на границе зон ответственности УК и РСО.

Как, кем и где будет установлена эта граница? Разделение зон ответственности управляющей компании и жильцов регламентировано в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года. Зоной ответственности УК и РСО при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса считается место соединения ОДПУ с его инженерной сетью, проложенной в доме. Выходит, что на границе должен стоять ОДПУ с функцией контроля качества услуг.

По новому законопроекту, за некорректную работу ОДПУ и некачественное содержание инженерных коммуникаций будут наказывать управляющую компанию. То есть вся ответственность за неудовлетворительное предоставление коммунальных услуг и некорректную работу общедомовых приборов учета будет возложена на управляющие компании.

Но это неверно, поскольку далеко не все дома оснащены ОДПУ с автоматическим снятием показаний. По хорошему было бы наделить управляющие компании полномочиями для проверки правильности снятия показаний счетчиков. Но в законопроекте содержится идея о том, чтобы проводить проверку качества коммунальных услуг только в присутствии представителей УК, РСО и совета МКД.

Тут нужно понимать, что совет дома есть не во всех МКД. Кроме того, представителя совета может не быть на месте в нужное время или он может отказаться от участия в этом мероприятии. Представитель РСО зачастую является на место проверки с большим опозданием, из-за чего не удается установить ненадлежащее качество услуги.

Что касается наказания для должников за коммунальные услуги, если сумма их задолженности превышает трехмесячную стоимость КУ, то им ограничат или приостановят подачу горячей воды, газа, электроэнергии или водоотведение, не зависимо от того, по какому виду коммунального ресурса числится долг.

В данном случае РСО освобождается от ответственности за неисполнение условий договора энергоснабжения. Это, по задумке авторов законопроекта, должно ускорить работу по взысканию долгов за коммунальные услуги.

Полезные статьи по теме: