3 сентября в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона об увеличении полномочий органов государственного жилищного надзора.
Правительство РФ, а именно этим ведомством разработан законопроект, предлагает расширить компетенцию ГЖН и делегировать им рассмотрение административных дел о невыполнении РСО обязанности по оснащению приборами учёта МКД и жилых домов.
Предполагается, что законопроект N 1165258-6 поможет органам ГЖН более тщательно и эффективно следить за оснащённостью приборами учёта МКД и жилых домов. Изменения планируется внести в статьи 23.48 и 23.55 КоАП РФ.
Здесь можно прочитать, как размещать сведения о ПУ в ГИС ЖКХ
Полномочия органов государственного жилищного надзора
Оборудовать помещения в МКД и жилых домах приборами учёта обязаны РСО.
Сейчас, согласно ст.20 ЖК РФ, органы ГЖН уполномочены:
- выявлять,
- предупреждать
- и пресекать
нарушения требований энергетической эффективности и оснащённости помещений ПУ. Таким образом, проверяя и даже выявляя подобные нарушения, органы ГЖН не могут привлечь к административной ответственности провинившихся. Пока это право Федеральной антимонопольной службы – согласно ст. 23.48 КоАП РФ.
Орган ГЖН в случае обнаружения нарушения требований энергетической эффективности или отсутствия приборов учёта в 30-дневный срок сообщает об этом в Федеральную антимонопольную службу. Та, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившую информацию также в течение тридцати дней.
Большая загруженность сотрудников указанных органов не позволяет рассмотреть все имеющиеся обращения в двухмесячный срок. Два месяца – срок давности, отведённый статьёй 4.5. КоАП РФ для привлечения к административной ответственности за подобные нарушения. Таким образом, большинству недобросовестных РСО удаётся избежать наказания.
Именно поэтому Правительство РФ предлагает расширить полномочия органов ГЖН и дать им право привлекать к ответственности РСО, не устанавливающие приборы учёта в МКД и жилых домах, без участия Федеральной антимонопольной службы.
Границы эксплуатационной ответственности51679726
Установка ОДПУ
Так как ОДПУ входит в состав инженерных сетей, то, соответственно, может быть включён в состав общего имущества в МКД. По месту установки ОДПУ, согласно договору ресурсоснабжения, заключаемому между УО и РСО, проходит граница эксплуатационной ответственности.
За содержание и текущий ремонт ОДПУ несёт ответственность управляющая организация, потому что ОДПУ входит в состав ОИ в МКД. Однако обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ – обязанность РСО.
Как мы уже говорили, ещё одна обязанность РСО, согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, – установка ОДПУ в помещениях.
Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД6305211
Также в п.4 ст.2 Федерального закона уточняется, что понимается под энергетической эффективностью, которой должны соответствовать приборы учёта, – это характеристики, позволяющие оценить полезность использования энергетических ресурсов.
Что делать УО, если РСО не устанавливает прибор учёта? Согласно п.5 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, УО, выступающая в роли заказчика, отправляет РСО заявку на установку ОДПУ и прикладывает к ней документы (перечислены в п. 6 указанного приказа):
- подтверждение права собственности на объект, где требуется установить ПУ;
- учредительные сведения;
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах РФ;
- подтверждение полномочий подписавшего заявку человека.
К заявке прикрепляются копии перечисленных документов, кроме тех, что подтверждают полномочия лица, – отдаётся оригинал.
Об ответственности УО за использование ПУ читайте в этой статье