Институт экономики города разработал методику оценки управляющих компаний. Её особенность в том, что работу коммунальщиков оценивают не местные власти и контролирующие органы, а потребители коммунальных услуг.
По результатам такой оценки управляющую организацию могут оштрафовать. Пока что методика применяется только в нескольких регионах РФ, например, в Бурятии. Но кто знает, что может быть завтра в вашем субъекте. Предлагаем узнать, какую оценку могли бы поставить вам.
Как УО наладить отношения с советом МКД, мы рассказали здесь
Что это за методика
Создатели методики, сотрудники Института экономики города, придерживались трёх принципов:
- самый эффективный контроль – контроль потребителей услуг;
- контроль на уровне отдельного МКД носит локальный характер;
- потребительские оценки имеют общественную значимость.
Оценки, которые дают потребители КУ своим управляющим организациям – это и отражение сложившейся ситуации на рынке, и способ задать направление для желаемых изменений.
Ценность такой оценки заключается в том, что деятельность управляющих организаций анализируют не органы государственной власти или органы местного самоуправления, а простые жители. О том, что их оценка порой бывает предвзятой, авторы методики умолчали.
Зато разработали критерии оценки, которые отражают ориентированность УО на потребителей и удовлетворенность потребителей работой организации.
Мы рассказали, как правильно составить договор управления и обезопасить себя в спорах с собственниками
Зачем создавать потребительский рейтинг
Потребительский рейтинг, по задумке авторов методики, поможет создать источник информации для потребителей об управляющих организациях. Выявить «хорошие» и «плохие» организации, чтобы потребителям проще было сделать выбор, какой УО доверить управление своим домом.
Рейтинг создаётся для управляющих организаций, чтобы они ориентировали свою деятельность на потребителей. Рейтинг создаётся и для общественного резонанса: в оценку деятельности управляющих компаний планируется вовлечь широкий круг потребителей. Это делается для того, чтобы в решении вопросов по управлению общим имуществом в МКД принимало участие как можно больше потребителей.
В результате должна образоваться здоровая конкуренция управляющих организаций с лучшими управляющими организациями.
Полное представление о работе своей управляющей организации граждане получают, когда заполняют опросник, разработанный авторами методики. Для оценки используются сведения, находящиеся в открытом доступе.
Потребители могут оценить:
- раскрывает ли УО информацию о своих услугах,
- довольны ли потребители качеством оказанных услуг,
- открыта ли УО для общения с потребителями в рамках договора управления.
Авторы методики считают поведение управляющих организаций по отношению к потребителям порой недопустимым. Между тем их отношение к потребителям должно быть таким же, как у участников других рынков услуг и работ, – уважительным.
Чем вам может быть полезен председатель МКД, мы рассказали здесь
Какие есть критерии оценки
Авторы методики выделили три группы критериев оценки для управляющих компаний:
- Для оценки качества предоставляемой УО информации.
- Для оценки качества услуг и работ УО.
- Для взаимодействия управляющей организации с потребителями.
В рамках каждой группы происходит детализация критериев. Критериями для оценки качества предоставляемой информации будет наличие в открытом доступе таких сведений:
- о перечне оказываемых услуг и работ по управлению МКД,
- о каждой услуге и работе,
- о стоимости каждой услуги и работы,
- доступность информации.
Все эти критерии соответствуют Стандарту раскрытия информации (ПП РФ N 731).
К критериям оценки управляющих компаний применяются определённые требования. Главное из которых – они должны соответствовать требованиям законодательства.
Кроме того, критерии оценки должны:
- соответствовать предмету оценки,
- всесторонне отражать деятельность УО,
- зависеть от действий УО,
- показывать результат деятельности УО,
- позволять оценивать без обращения к УО или органам власти.
Оценить качество оказанных услуг можно по тому, как:
- УО выполняет услуги и работы в соответствии с условиями договора или утверждённого плана,
- качественно ли УО предоставляет КУ,
- как изменилось состояние МКД после работ УО.
Для оценки открытости управляющей организации перед потребителями рассматриваются следующие моменты:
- предложила ли УО план работ по содержанию и ремонту МКД на очередной год;
- отчиталась ли УО об исполнении плана работ за предыдущий год;
- представляет ли УО собственникам информацию по управлению МКД;
- взаимодействует ли УО с советом МКД / правлением ТСЖ;
- как УО работает с потребителями услуг.
Как рассказать потребителям КУ об их новых обязанностях, мы объяснили здесь
Как оценивается управляющая организация
Оценка для управляющей компании выставляется по пятибалльной шкале. Чтобы поставить оценку, собственникам нужно ответить на вопросы анкеты. Оценка проводится коллегиально: оценивают одновременно три члена совета МКД или правления ТСЖ. После все участники подписывают заполненную анкету.
Некоторые критерии содержат несколько показателей. В таком случае оценивается каждый, а затем рассчитывается средняя арифметическая оценка по критерию.
Максимальная оценка, которую можно получить, – 100 баллов. Создатели методики рекомендуют проводить оценки управляющих организаций один раз в год в апреле – мае как общественную акцию.