24 января мы вместе с приглашённым гостем Николаем Федотовым, директором ООО «Учёт-Сервис», провели бесплатный вебинар «Снижаем расходы на ОДН». На встрече мы рассказали, почему образуется сверхнормативный расход коммунальных ресурсов и как можно решить эту проблему.
Почему поквартирный обход – эффективный способ снижения ОДН, Николай Федотов рассказал здесь.
Кто виноват и что делать
В самом начале мы выделили проблему – высокий сверхнормативный расход коммунальных ресурсов, который УО/ТСЖ оплачивает из своего кармана.
Почему так происходит? Причина в потребителях. Они:
- провоцируют механическую остановку счётчиков или останавливают их магнитами,
- потребляют коммунальные ресурсы безучётно, в обход счётчиков,
- некорректная передают показания ПУ по телефону или в квитанции,
- не устанавливают ИПУ (резиновые квартиры).
Можно выделить четыре стандартных пути решения этой проблемы. Первый вариант – установить ПУ с дистанционной передачей данных:
- с GSM-модулями,
- с радиопередатчиками,
- проводные решения.
Минус первого решения заключается в том, что оно полезно для маленьких домов, в которых нет больших потерь на ОДН. Для большого МКД в 200 квартир расчёт будет внушительным: от 3 000 рублей с монтажём придётся выложить за счётчик, установить необходимо 400 таких счётчиков. Таким образом, на один дом вы потратите 1 200 000 рублей.
Второе решение – обойти квартиры самостоятельно. Но и такой вариант малоэффективен, потому что:
- обход делается в рабочее время, когда многих потребителей нет дома,
- УО и ТСЖ заранее не предупреждают об обходе,
- ваши сотрудники могут некачественно выполнять свои обязанности.
Третий возможный вариант – ничего не предпринимать и безропотно платить за сверхнорматив на ОДН.
Четвёртый способ незаконен и мы против его использования – сверхнормативный расход по коммунальным ресурсам раскидывается на всех собственников и нанимателей. При условии, что нет соответствующего решения ОСС.
Но есть и пятое решение, осмелимся порекомендовать его как лучшее и наиболее выгодное для УО и ТСЖ – предлагаем вам совместить обход квартир с детальным актированием работ и установкой антимагнитных пломб на приборах учёта.
Могут ли ГЖИ проверять нормативы потребления ОДН, узнайте здесь.
Законодательная база
Мы выбираем это решение, потому что оно отвечает требованиям действующего законодательства:
- постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении КУ собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» – глава XIII «Особенности предоставления КУ газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения»,
- постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Что касается ПП РФ N 1498, то оно с 1 января 2017 года внесло немало изменений в сферу предоставления КУ. Одно из таких изменений – обязанность УО проверять состояние приборов учёта и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости такой проверки.
УО должна не только проверять состояние ПУ, но и уведомлять потребителей о последствиях:
- несанкционированного вмешательства в работу ПУ,
- несанкционированного подключения оборудования к внутридомовым инженерным сетям или к централизованным системам инженерно-технического обеспечения,
- недопуска исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время для проверки состояния ПУ и достоверности переданных показаний ПУ.
Как информировать? Размещать эти сведения на своём сайте и на информационных стендах, а также не реже 1 раза в квартал в платёжных документах.
Ещё одна обязанность исполнителя – не чаще 1 раза в 3 месяца проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ПУ. Для этого нужно лично посещать помещения, в которых установлены ПУ.
УО/ТСЖ при вводе ПУ в эксплуатацию или при последующих проверках может устанавливать контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, фиксирующие несанкционированное вмешательство в работу ПУ.
Расширились возможности по уведомлению потребителя о задолженности. Теперь это можно делать посредством:
- передачи СМС,
- телефонного звонка с записью разговора,
- сообщения электронной почты,
- через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ,
- размещения на официальном сайте исполнителя,
- передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Новые формулы расчёта ОДН вы найдёте в этой статье.
Эффективный поквартирный обход
На вебинаре мы обсудили, как сделать поквартирный обход эффективным. Для этого предложили вам ответить на четыре вопроса. Первый вопрос: кто будет делать обход? На обход вы будете отправлять своих сотрудников или подрядчиков. Поэтому рекомендуем разработать должностные инструкции, систему обучения и аттестации.
Второй вопрос: как организовать документооборот? Внедрите следующие формы актов и регулярно меняйте их под законодательство:
- учёт незарегистрированных граждан,
- учёт пломб,
- сводный отчёт по дому.
Третий вопрос: как проводить фотоотчёт? Закупите оборудование, договоритесь, где будете хранить снимки и как будете их систематизировать. Помните, что без предъявления фотоотчёта работа по снижению ОДН представляется фикцией.
В фотоотчёт рекомендуем включить три фотографии с:
- номером пломбы,
- показаниями счётчика,
- номером счётчика.
Последний вопрос: какие пломбы выбрать? Рынок предлагает разнообразные виды антимагнитных пломб. На вебинаре мы рассказали о достоинствах и недостатках некоторых из них. В любом случае выбирать нужно наиболее подходящие вам пломбы.
Ещё больше полезных советов, а также образцы актов мы собрали в раздаточных материалах к вебинару. Все рекомендации легко применяются на практике и испробованы нами лично. Теперь ваш черёд!
Если вы не были участником вебинара, но хотите получить видеозапись и информационные материалы, нажмите кнопку «Получить всё за 490 рублей» в блоке с материалами к статье.